Бихевиоризм, или поведенческая психология, – одно из самых влиятельных и одновременно противоречивых направлений в психологии XX века. Возникнув в начале прошлого столетия в качестве ответа на субъективизм основоположников психологии, он радикально изменил представление о методах психологического исследования, провозгласив в качестве единственного объекта изучения наблюдаемое поведение.
В статье мы разберем основные положения бихевиоризма и расскажем, кто и за что критикует данную теорию сегодня, а также покажем, какое наследие бихевиористы оставили в современной психологии, педагогике и даже политологии.
В статье мы разберем основные положения бихевиоризма и расскажем, кто и за что критикует данную теорию сегодня, а также покажем, какое наследие бихевиористы оставили в современной психологии, педагогике и даже политологии.
Содержание статьи:
- Что такое бихевиоризм
- История поведенческого подхода
- Основные направления и главные представители бихевиоризма в психологии
- Теория бихевиоризма: основные идеи
- Бихевиоризм в современной психологии
- Бихевиоризм в педагогике
- Бихевиоризм в политологии
- Плюсы и минусы поведенческой психологии
- Главные выводы
- Современные подходы в психологии

Что такое бихевиоризм
Бихевиоризм – это направление в психологии, которое рассматривает поведение как основной и единственный предмет изучения. Его последователи отвергают самонаблюдение как инструмент анализа психики, считая интроспекцию полной допущений и ошибочных выводов. Вместо этого они сосредотачиваются на изучении наблюдаемого поведения, которое можно объективно измерить и проанализировать.Классический бихевиоризм развивался до крупных открытий в генетике, поэтому для него характерно представление о социальной природе человека. Бихевиористы считают, что человек рождается как «чистый лист» (tabula rasa), и все его привычки, страхи и стремления формируются под воздействием окружающей среды.
Из этого вытекает особое внимание к обучению, ведь если врожденные психические механизмы отвергаются, то все сложные действия человека и животных начинают рассматриваться исключительно как результат приобретенного опыта.
Итак, для бихевиоризма в психологии характерны следующие черты:
- фокус на наблюдаемом поведении;
- отвержение самонаблюдения;
- введение эксперимента;
- повышенное внимание к обучению;
- отрицание врожденных особенностей психики.
Что является предметом изучения в бихевиоризме
В этом качестве, в первую очередь, выступает поведение и сложные повторяющиеся действия, а именно – ответ организма на стимулы окружающей среды. Бихевиористы считают, что все виды поведения, от простых рефлексов до сложных социальных действий, являются результатом приобретенных связей между внешними стимулами и ответными реакциями.За пределами предметного поля бихевиористских теорий остаются такие явления, как сознание, мышление, чувства, мотивы. Все они плохо поддаются непредвзятому наблюдению и измерению, а потому недоступны для анализа в рамках рассматриваемого подхода.
Основные понятия бихевиоризма связаны с обучением, то есть приобретенными шаблонами поведения.
- Стимул – любой внешний фактор, который воздействует на организм и вызывает определенный ответ.
- Реакция – действие или изменение в поведении, которое является ответом на стимул.
- Подкрепление – фактор, который увеличивает вероятность повторения определенной реакции.
История поведенческого подхода

Предпосылкой для возникновения бихевиористского подхода стало недовольство умозрительным характером психологических концепций конца XIX-начала XX века. Интроспекция, психоанализ, субъективная оценка – все это шло вразрез с требованиями к научному исследованию и вызывало немало сомнений в качестве полученных выводов.
Кроме того, на рубеже веков работали крупнейшие ученые-физиологи, среди которых и наш известный соотечественник Иван Петрович Павлов. Изучение рефлексов показало, что поведение можно изучать объективными эмпирическими инструментами.
Официальной датой рождения бихевиоризма считается 1913 год, когда Джон Уотсон опубликовал статью-манифест «Психология с точки зрения бихевиориста», где изложил основные принципы нового направления. Уотсон проводил эксперименты с детьми и животными, чтобы доказать, что поведение можно формировать и изменять с помощью обучения. Самым известным из них стал крайне сомнительный с этической точки зрения эксперимент «Маленький Альберт», в ходе которого ученый использовал 11-месячного ребенка, чтобы продемонстрировать, что чувство страха можно привить посредством повторяющегося внешнего воздействия.
Однако уже к 1930-м годам идеи Уотсона подверглись критике за чрезмерное упрощение. Ответом на эти претензии стало развитие необихевиоризма, добавшего промежуточные звенья между стимулом и реакций – внутреннюю психическую активность и когнитивные способности.
В дальнейшем элементы бихевиористского подхода успешно интегрировались в различные психологические, педагогические и социально-политические концепции.
История бихевиоризма – это эволюция представлений о предмете и инструментах психологического исследования. Эта теория прошла путь от категорического отрицания внутренних психических процессов до признания их влияния.
Основные направления и главные представители бихевиоризма в психологии
Можно выделить несколько основных направлений, каждое из которых обогатило данный подход новыми идеями и средствами для анализа.Джон Уотсон: основоположник бихевиоризма
Классический бихевиоризм связан с именем американского психолога Джона Уотсона (1878-1958), поэтому именно его чаще всего называют основоположником бихевиоризма как течения в психологии.Уотсон заложил идейный фундамент бихевиористского подхода, выделив его «три кита»: связь стимул-реакция, объективное наблюдение и определяющее значение обучения. Он полностью отрицал возможность понять и проанализировать сознание человека, мыслительные процессы.
Радикальный бихевиоризм Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), пожалуй, является самым известным представителем бихевиоризма благодаря своей теории оперативного обусловливания и исследованию «суеверного поведения» голубей.
Скиннер считал, что поведение формируется в результате последствий, к которым приводит то или иное действие. Закрепление устойчивой модели происходит под влиянием как положительного подкрепления (награда), так и отрицательного (избегание наказания). Основываясь на этих выводах, ученый предлагал использовать выводы бихевиоризма для изменения привычек людей и улучшения общества.
Широкую известность получил эксперимент Скиннера с голубями. Голодных голубей помещали в клетку с автоматической подачей пищи через равные промежутки времени. Получение еды никак не зависло от поведения голубей, однако через некоторое время птицы стали связывать кормление с теми действиями, которые они совершали в момент срабатывания механизма. Так, у птиц сформировались суеверные модели поведения, такие как кружение по клетке, тянущаяся голова или маятниковые движения. Стараясь приблизить момент подачи пищи, птицы раз за разом повторяли эти бесполезные действия.
Когнитивный бихевиоризм Толмена
Эдвард Толмен (1886-1959) выдвинул концепцию «когнитивных карт» – представлений об окружающем мире, которые помогают людям и животным ориентироваться в пространстве и выбирать оптимальные пути достижения цели.В классической бихевиористской модели «стимул-реакция» появилось промежуточное звено – когнитивные процессы, что помогало объяснить сложность и многообразие человеческих поступков.
Таким образом, в отличие от Уотсона и Скиннера, Толмен признавал, что внутренние психические закономерности играют важную роль.
Теория Торндайка
Эдвард Торндайк (1874-1949) известен своими исследованиями в области обучения и мотивации. Он сформулировал четыре закона научения.- «Закон эффекта»: действие, которое приводит к приятным последствиям, скорее повторится, а то, которое приводит к неприятным последствиям, скорее исчезнет.
- «Закон упражнения»: чем чаще повторяется определенный ответ на стимул, тем сильнее становится эта связь.
- «Закон готовности»: эффективность обучения зависит от желания самого обучающегося.
- «Закон ассоциативного сдвига»: если два стимула появляются одновременно и один из них вызывает позитивную реакцию, то второй стимул в будущем тоже будет вызывать позитивную реакцию.
Теория бихевиоризма: основные идеи
За прошедшее столетие данное направление мысли сильно изменилось под влиянием новых научных данных и многочисленных психологических школ, однако главные принципы бихевиоризма остались неизменными.1. Поведение как основной предмет изучения
Психология должна сконцентрировать усилия на изучении наблюдаемых поступков, а не внутренних процессов, которые слишком сложны и субъективны.
2. Приоритет обучения
Поведение формируется в результате обучения, то есть за счет приобретенных связей между воздействием окружающей среды и ответом на это воздействие.
3. Роль окружающей среды
Привычки человека и животных является продуктом окружающей среды, ведь именно она определяет стимулы и подкрепления.
4. Практическое применение
Психологические знания должны быть полезны для общества, служить для прогнозирования и корректировки действий отдельных людей на благо всего социума.
5. Стремление к объективности
Стоит отдавать приоритет объективным методам, таким как наблюдение, эксперимент и измерение. Психология должна быть максимально приближена к естественным наукам.
6. Редукционизм
Тенденция к объяснению сложным форм поведения с помощью упрощенных моделей «стимул-реакция».
Методы бихевиоризма
Поскольку данная теория родилась из попытки отстроить психологию от излишне субъективного и недоказуемого подхода, характерного для ее ранних представителей, то в качестве основных средств были выбраны наблюдение и эксперимент.Под наблюдением подразумевается не простое созерцание, а систематическое и объективное фиксирование повторяющихся действий людей и животных в естественной среде или в контролируемых лабораторных условиях. Исследователь стремится к точному описанию увиденного, избегая субъективных интерпретаций.
Другим важным инструментом выступает эксперимент, где ученые активно манипулируют стимулами, чтобы выявить их влияние на поведение. В лабораторных условиях создаются ситуации, где строго контролируется воздействие внешних факторов, и измеряется ответная реакция.
Оба методы объединены общей целью – объективное изучение поведенческих шаблонов, их закономерностей и механизмов с опорой на эмпирические данные. Прямо постулируется отказ от изучения внутренних, субъективных психических механизмов.
Бихевиоризм в современной психологии

Несмотря на критику и ограничения, это направление мысли остается важным, оказывая влияние на различные области исследований и практики. Отдельные идеи и методы, разработанные бихевиористами стали неотъемлемой частью современных психологических школ.
Во-первых, сегодня широко признается необходимость более систематизированного и научного подхода к изучению человеческой психики. Данные физиологии и нейробиологии позволяют пополнять и корректировать наши представления о работе мозга и поведенческих реакциях. Наблюдение и эксперимент повсеместно применяются для сбора и анализа информации о психических закономерностях.
Во-вторых, сформировавшееся представление о взаимосвязи внешних стимулов и поведенческих реакций используется при работе с тревожными расстройствами, фобиями, зависимостями. Разработана и успешно применяется поведенческая терапия, которая основана на положительном и отрицательном подкреплении.
Наконец, наработки основателей бихевиоризма нашли неожиданное применение в сфере маркетинга и рекламы. В основе многих рекламных стратегий лежит понимание того, как поведение потребителей можно моделировать, создавая определенные ассоциации и реакции. Маркетологи активно используют полученные знания, связывая свой бренд с положительными эмоциями и образами. Реклама, где продукт представлен в контексте счастья, успеха или привлекательности, призвана вызвать у потребителя желаемую реакцию на бренд.
Успешные примеры использования поведенческой психологии можно найти в дизайне упаковок, цветовой гамме и слоганах, которые на подсознательном уровне влияют на выбор потребителя. Все это позволяет маркетологам создавать не только запоминающиеся рекламные сообщения, но и формировать устойчивые предпочтения.
Бихевиоризм в педагогике

Перечисленные выше идеи довольно органично вошли в теорию и практику педагогики, ведь они предлагают конкретные рекомендации для управления процессом обучения.
В основе бихевиористского подхода лежит идея о том, что обучение – это процесс приобретения новых связей между стимулами и реакциями, и, следовательно, его можно моделировать, используя внешние воздействия. Педагоги, опираясь на эту теорию, сосредотачиваются на создании структурированной учебной среды, где четко определены цели и задачи, а процесс обучения разбит на последовательные шаги, каждый из которых подкрепляется положительным стимулом.
Из постулатов бихевиористского подхода можно сделать три вывода:
- На формирование поведения школьников оказывает значительное влияние окружающая обстановка, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Осознание учителем особенностей жизненных обстоятельств каждого ученика позволяет ему глубже понимать мотивы и причины их поступков.
- В повышении эффективности обучения и мотивации учащихся, ключевую роль играет использование положительного подкрепления. Необходимо также учитывать индивидуальные различия: то, что мотивирует одного ученика, может оказаться совершенно неэффективным для другого.
- Приобретенные навыки и знания без регулярной практики со временем утрачиваются, поэтому важным элементом образовательного процесса является обеспечение возможностей для повторения и закрепления ранее изученного материала.
Бихевиоризм в политологии
Школа бихевиоризма оставила свой след в исследовании политических процессов и международных отношений. Наследие этого направления мысли можно увидеть в принципах политической коммуникации, исследовании электоральных привычек, практических методиках разработки эффективных политических компаний.Характерен упор на анализ действий участников политического процесса, их конкретные шаги и процесс согласования интересов. Особое внимание уделяется количественным методам исследования, статистическим данным.
Плюсы и минусы поведенческой психологии
Бихевиоризм, как одно из ранних течений в психологии, оказал значительное влияние на понимание и изучение человека. Однако, как и любая другая парадигма, он имеет свои сильные и слабые стороны, которые важно учитывать при оценке его вклада в наши представления о себе и мире.Сильные стороны бихевиористского подхода
Одним из главных достоинств является объективность. Сосредотачиваясь на наблюдаемом поведении, а не на субъективных переживаниях и интроспекции, ученые смогли разработать правила исследования, которые позволили собирать надежные и проверяемые данные. Такой подход позволил психологии стать более строгой и эмпирической наукой.Еще одним значимым плюсом является практическая применимость. Принципы классического и оперантного обусловливания, разработанные в рамках этого подхода, легли в основу множества эффективных рекомендаций по изменению поведения, которые нашли применение в различных областях, например, в поведенческой терапии.
Бихевиоризм также продемонстрировал свою эффективность в понимании механизмов обучения. Его влияние нетрудно заметить в современных педагогических методиках – повторении и закреплении знаний через упражнения.
Критика
Несмотря на свои сильные стороны, бихевиоризм с самого момента своего зарождения подвергается серьезной и обоснованной критике. Одним из главных аргументов является механистический взгляд на сложные поступки. При рассмотрении человека в качестве пассивного объекта воздействия внешней среды игнорируются важнейшие психические процессы, такие как сознание, мышление, эмоции и мотивы.Еще одним значительным недостатком является редукционизм, то есть сведение сложных форм поведения к простым связям между стимулами и реакциями. Такой подход упрощает реальность и не позволяет понять всю сложность человеческих проявлений.
Также недооценивается роль биологических и генетических факторов, которые, как показывают исследования, оказывают значимое влияние на формирование поведения. Современная наука отказалась от концепции «чистого листа» и рассматривает человека как причудливый результат сочетания биологического и социального начала. Яркой и захватывающей иллюстрацией такого подхода является книга ученого и популяризатора науки Стивена Пинкера «Чистый лист».
Главные выводы
Несмотря на всю критику, рассмотренная в статье теория все же дает нам понимание некоторых закономерностей общественной жизни. Даже анализируя окружающих людей и свой повседневный быт, мы можем согласиться, что она права как минимум в трех вещах.- Окружающая среда влияет на действия человека
- На поведение можно целенаправленно воздействовать
- Поощрение работает лучше, чем наказание